Что такое Интернет-телефония?
Интернет-телефония (или IP-телефония) давно и прочно вошла в современную жизнь. Многие используют этот вид связи для деловых и личных разговоров, даже не подозревая об этом. Например, уже в 2003 году 9% жителей Москвы пользовались услугами т.н. «карточных операторов». Сегодня доля тех, кто для междугородных разговоров пользуется не «восьмеркой» (то есть звонком через «Ростелеком»), а приобретает телефонные карты, еще больше.
Услуги операторов, предлагающих звонки по карточкам основаны как раз на том, что через специальные телефонные шлюзы предоставляют доступ к услугам Интернет-телефонии. Принцип у «карточных операторов» простой, вы звоните по местному телефону, вводите указанный на карточке PIN-код, а затем номер вызываемого абонента. Мало кого интересует, что же на самом деле происходит, почему разговор стоит как минимум в 3-4 раза дешевле, чем «через восьмёрку», и на что еще способна современная телефонная связь.
В середине 90-х годов, когда Интернет получил широкое распространение, начались первые эксперименты с Интернет-телефонией, то есть организацией разговоров между пользователями компьютеров, подключенных к Интернету (разумеется, к компьютеру должны были быть подключены наушники и микрофон). Специальные программы (одна из первых - разработка израильской компании VocalTec) оцифровывали и сжимали речевой сигнал, доставляли его на компьютер другого абонента через Интернет и снова превращали в речь. И хотя качество разговора было практически никаким – огромное будущее этого вида связи было очевидно. Ведь стоимость разговора «через Интернет» не зависела от расстояния и определялась только ценой подключения к Интернету.
Крупнейшие операторы междугородной связи почувствовали угрозу и даже в такой предельно рыночной экономике как американской, началось сильное противодействие со стороны традиционных операторов. Тем более что в конце 90-х даже в России уже появились первые провайдеры Интернет-телефонии. Для звонка не надо было пользоваться компьютером, а достаточно было позвонить на обычный городской телефон, ввести код доступа, после чего звонок через шлюз перенаправлялся в Интернет и доставлялся до ближайшего ко второму абоненту шлюза.
К настоящему времени только в Москве можно насчитать несколько десятков «карточных операторов», но различаются они лишь тарифами и качеством связи, да и то незначительно. Зато даже такая простейшая функция, как авторизация абонента по номеру телефона, с которого происходит звонок (что избавляет пользователя от набора 12-значного кода), или ведение записной книжки можно встретить у двух-трех операторов. Так же обстоит дело и с роумингом телефонных карт: оператор Х представлен и в Москве и в Петербурге, но по московской карточке нельзя поговорить в Питере и наоборот.
Итак, Интернет-телефония – это не просто дешевая связь, это огромные возможности удобной и функциональной связи для пользователей независимо от их местоположения и обстоятельств.
|